В этой статье мы обсудим:
Вот какие оправдания часто можно услышать от людей в ответ на вопрос, почему они не ведут учет личных финансов: “Это пустая трата времени, потому что сколько получили, столько и потратили”, “Это скучно и занимает много времени” и т.д. А самое главное большинство полагает, что эта информация им ничего не даст. Но кто попытался систематизировать свой бюджет, думают иначе. Простая таблица доходов и расходов, которую мы сегодня рассмотрим, поможет не только увидеть реальную картину ваших финансов, но и найти скрытые резервы и открыть новые возможности.
В статье мы постараемся развеять миф о том, что планирование и учет – бесполезный и долгий процесс. Каждый день такая работа занимает 1-2 минуты. Чуть больше в конце месяца, когда необходимо проанализировать итоги и наметить план следующего периода. Пользы от таблицы гораздо больше, чем затраченного на ее составление времени.
Что это за таблица, и зачем ее нужно вести
Таблица доходов и расходов может рассматриваться как обязательный элемент ведения семейного бюджета. Это документ, в котором отражена вся финансовая жизнь семьи. Когда у вас есть четкая картина перед глазами, что вы заработали и куда потратили, то не остается вопросов о вытекающих сквозь пальцы деньгах, дыре в кармане и невозможности отвезти детей на море.
Как бы вы ни относились к деньгам, они есть в вашей жизни и всегда будут. Если вы ими не управляете, они управляют вами. Устраивает ли такая ситуация? Если нет, то по первым доходам нужно знать, сколько получили и на что потратили.
Многие могут сказать, что жить в таком режиме невозможно, когда все контролируешь и учитываешь. Надо наслаждаться каждой минутой здесь и сейчас и не думать о деньгах. А кто сказал, что нельзя наслаждаться? Совершенно не нужно тотальной экономии и отказа от маленьких и больших радостей жизни. Но получить их помогают не банковские кредиты, а простое планирование денег.
Благодаря финансовому контролю каждая семья может позволить себе больше, чем семьи с таким же достатком, но хаосом в кошельке и голове. У них нет эмоциональных и спонтанных покупок, нет долгов. Однако есть капитал на черный день, долгосрочные инвестиции, деньги на развлечения, отпуск и образование детей.
Конечно, если просто каждый день заполнять табличку, то ничего с неба не упадет. Цифры помогают увидеть, есть ли “черные” дыры в вашем кошельке, куда исчезают все деньги, варианты экономии. А самое главное, они меняют мышление, когда возникает желание изменить текущее положение дел – повысить доходы и оптимизировать расходы.
Как правило, в семьях по-разному относятся к деньгам и их учету. В них все контролирует один человек (как правило, тот, кто больше зарабатывает) и выдает нужные суммы на расходы. В этом случае и таблицу удобнее составлять ему, так как часто вторая половинка не знает реального финансового положения.
В других – бюджет общий, когда все доходы поступают в общую казну, а ежемесячные расходы обсуждаются на семейном совете. Ни в коем случае речь не идет о текущих обязательных расходах. К примеру, оплата коммунальных услуг или проезда в общественном транспорте, покупка продуктов или бензина для семейной машины. Мы говорим здесь о больших затратах, которые могут оказать существенное влияние на финансовое положение семьи в этом месяце или году. Обсуждение идет о покупке бытовой техники, мобильных гаджетов, будущего отпуска или расходов на образование детей и развлечения, ремонте в доме и прочее. При таком раскладе учет финансов может вести любой член семьи. Но, к сожалению, без взаимного доверия и согласия процесс будет затруднен.
Принципы ведения таблицы
Есть несколько способов ведения таблицы по учету доходов и расходов:
- в блокноте или тетради с помощью ручки и калькулятора;
- в электронных таблицах Excel или Google Таблицах;
- в компьютерных программах и мобильных приложениях для ведения домашнего бюджета.
Выбирать можно любой, но необходимо придерживаться основных принципов. Тогда можно получить реальный домашний бюджет, который позволит правильно планировать и распределять деньги. А это уже путь к составлению полноценного личного финансового плана, где есть место для реализации краткосрочных и долгосрочных целей.
Такими принципами составления и ведения таблиц являются:
- регулярность – необходимо ежедневно вносить все, что пришло из вашего семейного кошелька. Ни в коем случае не запоминайте, все равно можно что-нибудь пропустить или забыть. Если вы расплачиваетесь банковскими картами, то в конце дня внесите суммы по истории операций. При использовании наличных денег храните чеки или в телефоне (например, в заметках) напишите расходы;
- терпение – сначала может быть тяжело и захочется бросить все. Во многих так было, людям надоедало и они переставали вести таблицу. Да, делать вручную, записывать в блокнот цифры, а затем их считать, может не хватить терпения. Лучше подготовить для себя электронную таблицу и автоматизировать процесс. По времени это занимает не более 1-2 минут;
- охват всех членов семьи – это обязательное условие. Муж (жена), дети, бабушка (дедушка) и другие домочадцы должны ежедневно сообщать вам свои доходы и расходы. Лучше не разрешать каждому вносить самостоятельно цифры в таблицу. Большая вероятность, что кто-то из них ошибется, и картина обезобразится. Наверное, для некоторых семей исполнение этого принципа окажется самым сложным. Придется поработать с каждым и выработать эту полезную привычку;
- совместное обсуждение итогов и планов на следующий месяц – это может быть интересно и реально объединять семью.
Этапы составления таблицы
Из принципов вытекают основные этапы составления таблицы. Простая схема ведения семейного бюджета выглядит так.
Этап 1. Подготовка
Если вы впервые приступили к бюджетированию, то первые 1-2 месяца доходы и расходы лучше разбить на каждый день. Можно уже на этом этапе сразу сформировать категории или сделать это в следующем месяце. Они у каждой семьи будут разные. Например, в одном из вариантов расходы делятся на:
- обязательные (коммунальные платежи, сотовая связь+интернет, образование, продукты питания, промтовары, транспорт, здоровье+красота);
- необязательные (развлечения, одежда/обувь, большие покупки, дом, сад и огород);
- непредвиденные расходы – 10% всех расходов.
Обязательно необходимо добавить графу “На начало месяца”. Это то, что осталось в кошельке или на банковских картах. Эти деньги будут тратиться в начале месяца до получения очередных доходов.
Не забудьте о строках “Итого доходов” и “Итого расходов”. В заключение считают эти пункты. У кого-то выйдет “Экономия”, у кого-то “Перерасход”.
Этап 2. Анализ после 1-2 месяцев ведения бюджета
На этом этапе таблица изменяется. Вы уже знаете основные статьи доходов и расходов, приблизительные суммы по каждой из них. Пора проанализировать результаты. Если в конце месяца получили экономию, то с бюджетом все в порядке. Если идет перерасход, нужно срочно искать причину и разрабатывать план по устранению дыр. Каждый сам решает, от каких затрат можно отказаться совсем, что делать реже, где и как покупать подешевле и другое.
Этап 3. Корректировка
Таблицу на этом этапе корректируем графами “План”, “Факт” и “Отклонения”. Порядок заполнения таков:
- в начале месяца вводим цифры в графу “Остаток в начале месяца”. Она должна быть равна сумме из графы «Экономия/Перерасход» по факту из предыдущего месяца или вашим наличным в кошельке, на банковской карте. Сумма идет одинаковая и по факту, и по плану;
- затем заполняете столбец “План”- на основе анализа данных за предыдущие периоды и ваших планов на этот месяц. Например, в ноябре нам нужно было уплатить налог на имущество, так что заранее нужно запланировать эту сумму;
- в течение всего месяца происходит заполнение колонки “Факт”. Каждый день в ячейку соответствующей статьи необходимо вводить нужные цифры.
Этап 4. Продолжение ведения семейного бюджета
Каждый следующий месяц составляется новая таблица с заполнением соответствующих статей доходов и расходов. В конце года можно подвести итоги и заполнить отчетную годовую таблицу.
Продвинутые пользователи составляют диаграммы, рассчитывают в процентах на долю каждой статьи в семейном бюджете.
Отдельно хочется остановиться на статье “Накопление”. Каждая семья обязана ее иметь. Деньги на нее нужно перечислять не в конце месяца, когда уже все потрачено, а с первого дохода в текущем периоде. Семья сама должна определить, сколько денег будете переводить в накопление. Финансовые консультанты рекомендуют не менее 10% ежемесячных доходов. Главное, что это нужно делать регулярно и до текущих затрат.
Некоторые люди часто уверяют, что у них просто нет суммы, чтобы откладывать ее в накопление. Но, поверьте, они есть. Представьте, что в следующем месяце вам повысили плату за коммунальные услуги на 10%. Вы не станете ее вносить? Станете и найдете, где сэкономить, чтобы заплатить за квартиру. Так почему государству вы находите 10%, а себе нет?
Загрузить готовые шаблоны из Excel или Google Документов можно, выбрав вкладку “Файл” - “Создать” - “Создать документ по шаблону”. Найдите, например, “Лунный бюджет” и “Годовой семейный бюджет”.
Для домашнего обихода они хорошо подходят. Можно изменить названия статей, добавить или удалить категории. Итоги также подсчитываются автоматически.